Расширенная гарантия на шины

Скрученный пробег: на что обратить внимание при покупке авто

От пробега транспортного средства зависит не только его стоимость, но и срок дальнейшей эксплуатации, условия и сложность возможного ремонта. По пройденному километражу можно определить состояние многих узлов и механизмов, износ деталей. Пробег — один из главных показателей текущего состояния авто, поэтому при покупке машины ему следует уделять максимум внимания. 

Основные способы, как проверить скрученный пробег на электронном и механическом одометре, — далее в статье. 

Диагностика электронного одометра

Почти все современные автомобили выпускают со встроенным бортовым компьютером и электронной системой управления. Поэтому скрутить пробег на авто по старинке, зажав тросик спидометра в строительной дрели, уже не получится. 

Но аферисты тоже идут в ногу со временем: используют компьютерные технологии. С помощью специального оборудования они сматывают показания одометра, скрывают реальные данные. 

Расскажем подробнее, как посмотреть скрученный пробег на электронном одометре. 

Проверяйте бортовой компьютер авто на ошибки

Многие автовладельцы считают, что бортовой компьютер может выдать абсолютно любую информацию о состоянии транспортного средства: достаточно лишь подключить к нему спецоборудование и заглянуть в какой-то особый пункт. На деле же всё не так просто. Если показатели скрутили, узнать подробные данные о пробеге через онборд машины можно лишь по косвенным признакам. 

Разберём несколько ситуаций, когда во время диагностики обнаруживается несоответствие данных определённого события, которое зафиксировал центральный бортовой компьютер. 

  1. Во время диагностики одометр показывает пройденное расстояние в 75 000 км, а в памяти компьютера осталась ошибка, которую он зафиксировал после 100 000 км. 

  2. Владелец автомобиля уверяет, что транспортное средство прошло никак не больше 50 000 км. Но если разделить это число на суммарную величину указанных в онбордере моточасов, то выходит, средняя скорость машины была не больше 5 км в час. 

Чтобы получить более подробную информацию о пробеге, потребуется также изучить сведения других узлов автомобиля. Важно помнить: чем больше странностей и косвенных признаков «вылезает» во время компьютерной диагностики, тем больше вероятность, что продавец пытается вас обмануть. 

Источник изображения

Узнавайте информацию в дублирующих блоках

Компьютерная «начинка» автомобиля фиксирует данные о пробеге не только в памяти одометра, но и в чипах других узлов и механизмов:

  • двигателя машины;

  • коробки передач;

  • центрального бортового компьютера. 

Например, в BMW Х5 показатели пройденного расстояния сохраняются в главном бортовом компьютере, в чипе ключей от автомобиля и в приборной панели. 

Практически во всех машинах с онбордером, которые выпустили с 2003 по 2023 год, информацию о пробеге одновременно фиксируют минимум три блока:

  • АБС — антиблокировочная система колёс;

  • ЭБУ — электронный блок управления машиной;

  • АКПП — автоматическая коробка переключения передач.

Как правило, аферисты корректируют только показания одометра, не изменяют дублирующие данные в других системах автомобиля. Это связано с необходимостью глубоких познаний в разных марках авто. Кроме того, потребуется специальное дорогостоящее оборудование. 

А ещё — несанкционированное вмешательство в «мозги» машины неизменно приведёт к выдаче хаотичных ошибок. Они будут отображаться на приборной панели. Это может ещё сильнее отпугнуть потенциального покупателя. 

Однако есть мастера, специализированные сервисные центры, где за умеренную плату «профессиональный диагност» выставит нужные цифры пробега. 

Техническая проверка машины

Практически невозможно увидеть скрученный пробег на машине без бортового компьютера. Ещё не существует оборудования, которое способно определить пройденное расстояние по механическому или электромеханическому одометру. 

В этом случае важно тщательно изучить сервисную документацию и воспользоваться специальными онлайн-программами, где по госномеру или VIN-коду можно найти подробную информацию об авто. 

Изучайте сервисную книжку автомобиля

По записям в сервисной книжке далеко не всегда удастся точно определить пройденное расстояние: её могли банально не заполнять либо намеренно искажать данные. Но всё же есть хоть небольшой шанс понять, обманывает вас продавец или нет. 

В сопутствующей сервисной документации пробег должен фиксироваться каждый раз во время технического обслуживания или ремонта авто. Это своего рода «летопись» автомобиля. 

Источник изображения

По правилам, данные о пройденном расстоянии указывают всегда, независимо от сложности поломки или технического обслуживания. 

Например, в 2020 году в машине меняли ремень газораспределительного механизма. В книге будет запись: «Выполненные работы — замена ремня ГРМ. Пробег — 100 000 км, дата — 01.02.2020». 

Если же на момент продажи одометр показывает 70 000 км, факт мошенничества — налицо. 

«Пробейте» скрученный пробег по базам данных

Ещё один способ определить нечестного продавца — «выудить» максимум информации по машине из специальных сервисов. Опытные автовладельцы знают, что некоторые данные есть в компьютерах ряда государственных и частных учреждений. Среди них:

  • базы данных государственной автоинспекции — ГИБДД;

  • страховые компании и союзы;

  • суды и банковские структуры;

  • автодилеры, центры продажи подержанных авто или доски объявлений. 

Профильные интернет-ресурсы, такие как «Автокод», разными путями получают доступ к этим данным, а затем платно или бесплатно предоставляют информацию через свои сайты. 

Продавцы об этом, естественно, знают. Они, как правило, пытаются скорректировать показатели до того, как сведения о машине попадут в общедоступные сервисы. Но так как проверить авто можно по разным базам, это неплохой способ узнать реальный километраж транспортного средства. 

Визуальный осмотр автомобиля

Внимательный осмотр машины — не самый надёжный, но зато доступный способ определить пройденное расстояние. 

Например, дисплей бортового компьютера или механический одометр показывает 90 000 км пробега. Однако ремень безопасности — засаленный, сиденье водителя — продавлено, руль — потёртый, а пол под педалями изношен до предела. Даже если не выйдет проверить авто другими путями, этих изъянов достаточно, чтобы усомниться в подлинности пробега. 

При покупке новой машины специалисты рекомендуют обязательно обращать внимание на такие факторы:

  • состояние водительского кресла;

  • износ ремней безопасности;

  • потёртости на рулевом колесе;

  • внешний вид пола под педалями и самих педалей;

  • царапины на приборной панели, потёртости кнопок;

  • следы ржавления кузова;

  • вмятины, царапины лакокрасочного покрытия кузова. 

Как правило, даже при бережной эксплуатации авто первые признаки износа салона появляются уже на 100 000 км пробега: потёртости на пластике, следы на кожаных сиденьях. После 200 000 км на водительском кресле образуются ещё не сквозные, но довольно глубокие трещины и вмятины. Когда машина проходит 300 000 км, начинают лопаться швы, поверхность подушек на креслах разительно отличается качеством от их боковин. 

Примерно та же ситуация с рулём автомобиля. Только в отличие от сидений, его не так часто меняют на новый: в основном просто перешивают чехол. Но тогда будет легко заметить, что состояние рулевого колеса и кресел подозрительно отличается. 

Салон из ткани не так подвержен износу, но после прохождения 300 000 км и он затрётся или разлезется. Кроме того, ткань сильно выцветает под воздействием солнечных лучей и после химчисток. 

Чтобы определить примерный пробег по этим признакам, нужно найти в салоне участок, где ткань хорошо сохранилась: на боковинах сидений, подлокотниках, стыках спинки и подушки водительского кресла. Затем останется просто сравнить этот участок с изношенными поверхностями. Если цвет материала сильно отличается от изначального, вероятнее всего, машина прошла никак не меньше 300 000 км.

Не менее точно можно определить километраж по резиновым накладкам на педали сцепления в машинах с механической КПП, а также по накладкам тормозной педали на «автомате». После пробега в 50 000 км на них начинают проявляться первые следы износа. На подходе к 100 000 км потёртости на резине уже хорошо заметны, а при пробеге в 200 000 км накладка протирается вплоть до металлической основы. Если же пройденный километраж превышает 300 000 км, следы износа проявляются и на стальной поверхности. 

Источник изображения

Не существует стопроцентного способа определить скрученный пробег транспортного средства, независимо от конструктивных особенностей и года выпуска авто. 

Чтобы узнать пройденный километраж, нужно использовать все возможности и описанные приёмы. Ни в коем случае не полагайтесь лишь на один из них.