Расширенная гарантия на шины

Как прокачать тормоза: самостоятельно и с помощником

Если на дороге в процессе движения у машины откажут тормоза, не все смогут быстро сориентироваться в ситуации и принять дополнительные меры, такие как тормоз двигателем, ручником, маневрирование. Так что ситуация достаточно аварийная и опасная.

Важно следить за тормозной системой своего авто: заменять тормозные колодки по мере износа, прокачивать тормоза. Многие автомобилисты пренебрегают и первым, и вторым. О том, как прокачать тормоза машины и зачем это делать — в статье.

Зачем менять жидкость и прокачивать тормоза

Современные легковые авто оснащены гидравлическими тормозами. Это значит, что педаль передаёт усилие к тормозному механизму посредством тормозной жидкости. Её нужно периодически менять:

  • если вы ездите немного, то представители завода Volkswagen рекомендуют замену делать каждые 2 года, независимо от возраста и пробега авто;

  • для автомобилей премиум-класса жидкость меняют раз в 20 тысяч километров.

Почему в современных тормозных системах используют жидкость? Потому что у неё низкий коэффициент сжимаемости. Но когда вы сливаете старый состав и заливаете новый, в систему может попасть воздух. И в отличие от жидкости, он сжимается очень хорошо.

Если тормозная система завоздушена, то жидкость не сможет в полной мере передать усилие на тормозной механизм. Часть хода педали будет потрачена на сжатие воздуха, который проник в систему. Это снизит эффективность торможения. В зависимости от ситуации, водителю придётся сильнее давить на педаль или же нажимать на неё несколько раз для остановки автомобиля. Поэтому завоздушенность системы может привести к аварии. Чтобы избавиться от этой проблемы, тормоза прокачивают.

В каких случаях нужно прокачивать тормоза

Цель прокачки тормозов — удаление воздуха из системы. Завоздушенность возникает в трёх случаях:

  1. При смене тормозной жидкости.

  2. В результате ремонта, замены трубок или элементов тормозной системы.

  3. При износе соединений, появлении микротрещин в трубках.

Основные признаки проблемы:

  1. Педаль тормоза стала чересчур «мягкой». При нажатии водитель должен ощущать сопротивление, но его нет. Педаль будто проваливается под ногой.

  2. Ход педали при торможении стал больше. Это может быть незаметно при износе колодок, который происходит постепенно. При большом скоплении воздуха в системе водитель вынужден вдавливать педаль в пол, не получая нужного результата.

  3. Педаль не возвращается в исходное положение после нажатия.

Если появился хотя бы один из этих признаков, то продолжать движение нельзя. Во-первых, это запрещено ПДД, а во-вторых, тормоза могут отказать полностью, что может привести к аварийной ситуации, опасной для жизни. 

Прежде чем предпринимать какие-либо действия, потребуется диагностировать проблему. Это может быть неисправность тормозной системы, износ колодок, повреждение трубок тормозной жидкости. После обнаружения проблемы и успешного её устранения, необходимо будет прокачать тормоза.

Прокачка — обязательная процедура при проведении большинства работ с тормозами. На некоторых моделях её вписывают в стандартный регламент обслуживания после штатной замены тормозных колодок.

Самостоятельная прокачка тормозов

Для проведения этой процедуры вам не нужны специнструменты. Нужно лишь знать последовательность действий и чётко её придерживаться.

В современных автомобилях чаще используют двухконтурную диагональную тормозную систему. Здесь гидравлические магистрали разделены. Это сделали в целях безопасности. Колёсные механизмы в двухконтурных системах соединены с главным тормозным цилиндром попарно. Идея в том, что если один контур разгерметизируется, второй сохранит работоспособность и остановит авто при нажатии на педаль тормоза.

Таким образом, здесь каждый контур отвечает за пару колёс, только вот расположены они диагонально. Прокачка такой системы не вызовет трудностей у новичка. Если же в вашей машине другая схема, то лучше обратиться на СТО для прокачки. Узнать тип системы можно из документации на авто.

Чтобы прокачать тормоза, вам потребуется:

Начинать прокачку следует с колеса, которое расположено на наибольшем удалении от главного тормозного цилиндра. Далее движемся по Z-образной схеме. Для леворульного авто процедуру стоит начинать с правого заднего колеса. Затем идёт левое заднее. Спереди также начинаем с правого, после чего переходим к левому.

Алгоритм действий

Если вам нужно развоздушить тормозную систему:

  1. Выбираем для машины ровную поверхность. Для удобства желательно использовать смотровую яму.

  2. Очищаем от грязи тормозные механизмы.

  3. В бачок главного цилиндра заливаем тормозную жидкость. В процессе удаления воздуха из системы важно поддерживать уровень тормозной жидкости не менее ¾ от максимального объёма бачка.

  4. Переходим к заднему колесу. Снимаем заглушку штуцера.

  5. Надеваем шланг на штуцер. Желательно использовать маслобензостойкую трубку или же виниловую прозрачную. Так вы будете видеть пузырьки воздуха, которые выходят из тормозной системы. Свободный конец опускаем в ёмкость с тормозной жидкостью.

  6. Нажимаем на педаль тормоза 5–6 раз. Затем фиксируем её в нажатом состоянии.

  7. Слегка откручиваем штуцер. Его следует закрутить лишь тогда, когда из шланга перестанут выходить пузырьки воздуха. Затем затягиваем его. Важно помнить о том, что педаль тормоза должна быть нажатой, пока штуцер не затянут.

  8. Накачиваем давление, несколько раз нажав на педаль тормоза. Устанавливаем упор. Снова откручиваем крышку штуцера. Эту процедуру нужно повторять до тех пор, пока из трубки не пойдёт жидкость без воздуха.

  9. Важно не допустить повторного завоздушивания системы. Поэтому в главный цилиндр по необходимости доливают тормозную жидкость.

Аналогичные действия выполняем с оставшимися колёсами.

Прокачка тормоза с помощником

Лучше проводить эту процедуру вдвоём. В этом случае можно разделить роли: один человек будет нажимать на педаль, а второй — работать с тормозами. В этом случае нужно придерживаться вышеописанного алгоритма действий. Отличие заключается лишь в том, что вам не придётся фиксировать педаль тормоза, ведь помощник сможет держать её нажатой столько, сколько нужно.

Прокачка тормозов на авто с ABS

Довольно часто современные автомобили оснащают электронными системами. Одна из них — ABS (антиблокировочная тормозная система). Нередко в дополнение к ней устанавливают ESP — электронную систему стабилизации. Количество ассистирующей электроники может быть большим в продвинутых моделях.

В целом прокачка тормозов в таких авто не отличается от вышеописанной схемы, но перед началом работ важно изучить руководство по эксплуатации вашей машины. 

В тех авто, в которых насос, гидроклапаны и гидроаккумулятор находятся в одном узле, прокачка тормозов в целом соответствует процедуре для автомобилей без ABS. Но есть такие отличия:

  1. Перед началом работ найдите и извлеките предохранитель блока ABS.

  2. Для прокачки нужно выжать педаль тормоза и включить зажигание. Так насос ABS будет выгонять воздух из системы. Следует помнить, что перед тем как открутить штуцер, зажигание нужно выключить. 

Другое дело, когда в тормозной системе ABS гидромодуль, клапаны и гидроаккумулятор разнесены по разным углам. Тогда прокачку осуществляют с использованием диагностического сканера, который снимает информацию с ЭБУ. Такую процедуру проводят на специализированных СТО. То же самое касается и автомобилей с системами SBC и ESP.

Как избежать проблем при прокачке тормозов

Эту процедуру не назовёшь сложной, но и здесь можно допустить досадные ошибки. Общие рекомендации:

  1. Стоит использовать только ту тормозную жидкость, которая рекомендована для конкретного авто. Некоторые автомобилисты думают, что все составы одинаковы, но это не так.

  2. Запрещено смешивать тормозную жидкость разных типов. В лучшем случае это снизит эффективность торможения, в худшем — приведёт к поломке тормозной системы.

  3. Уровень жидкости в главном тормозном цилиндре не должен упасть ниже критического уровня. Иначе случится повторное завоздушивание системы.

  4. Штуцеры следует откручивать аккуратно, чтобы не сорвать резьбу.

  5. Отработанная тормозная жидкость не должна попасть на лакокрасочное покрытие авто. Это может испортить краску — вызвать потемнение, вспучивание.

  6. Прокачав тормоза, нужно завернуть штуцер и надеть на него колпачок. Это предотвратит засорение тормозной системы.

Прокачка тормозов — это достаточно простая процедура, которую можно выполнить за полчаса. Главное — следуйте вышеперечисленным рекомендациям.